Сейчас читаю
Стив Джобс: ошибка атрибуции

Стив Джобс: ошибка атрибуции

Стив Джобс и сегодня, почти через десять лет после своей преждевременной смерти, остается объектом всеобщего почитания. Это увлечение подпитывают сотни книг, которые обещают научить нас всему, что известно об основателе Apple: его новаторским тайнам, принципам дизайна, технике презентаций, управленческого стиля, его тайных привычках, а также стилю одежды.

Увлечение Джобсом действительно трудно с чем-то сравнить, но принцип уважения экономических лидеров и подъема их к статусу почти священных образцов не нов. Вспомним Джека Уэлча, который руководил General Electric, или Уоррена Баффета, абсолютного идола инвесторов. Еще культовые фигуры бизнеса: от Альфреда Слоуна (General Motors) до Ларри Пейджа (Google), от Билла Гейтса (Microsoft) в Илона Маска (SpaceX и Tesla).

Многих харизматических личностей из мира бизнеса нам предлагали ли до сих пор предлагают как образец. Конечно, хотелось бы, чтобы в списках «лидеров мнений», которые нам предлагают СМИ, было больше представителей еще и других, не только деловых кругов, впрочем, потребность иметь пример для подражания понятен.

Сверять, сравнивать свои методы с методами других компаний может быть довольно эффективным упражнением для руководителя. Однако мы в своих поисках примеров для подражания слишком часто делаем три ошибки.

Во-первых, приписываем весь успех одному человеку. Во-вторых, во всех действиях этого человека видим причины его успеха. И наконец, спешим брать его себе образцом для подражания.

Нам нравится придумывать смыслы и истории. Если остановиться на примере Apple, история о неожиданном успехе, падении и блестящем возрождении удивительно соответствует структуре героического повествования. Но это история героя, хотя мы уже этого и не замечаем, история Стива Джобса, а не Apple.

Читайте также

А мы говорим об одной из крупнейших в мире компаний по рыночной капитализации. И хотя Джобс, несомненно, сыграл определяющую роль в ее истории, справедливо будет сказать, что остальные, около 120 тысяч работников компании, также приложились к этому. Кстати, достижения Apple уже после смерти патрона это подтверждают.

Даже если говорить только о «творческой» составляющей успеха Apple, то есть неоднократное создание революционных продуктов, их автором был, конечно же, не только Стив Джобс. Но глубоко в душе мы хотим услышать историю о герое.

Мы желаем историй, и именно таких, где действуют типичные персонажи. Мы недооцениваем роль не только других персонажей, но и среды, конкурентов и обычного случая, счастливого или несчастливого.